ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области
Семинар в начальной школе "Развитие логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО"
22 марта в начальной школе прошел окружной практико ориентированный семинар для учителей начальных классов "Развитие логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО".
Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий ( сравнение, анализ, синтез, …) не только на уроках математики, но и других предметах.
Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически-поисковые задания и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально действует на детей. Дополнительные сведения активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: они слушают, думают, отвечают на вопросы, узнают интересные факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию мира.
Задача нашей работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Мы стараемся полнее использовать эти возможности при обучении детей.
Основные задачи логического развития детей на наш взгляд состоят в следующем:
1. Воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами.
2. Строить простые высказывания о сущности выполненного действия.
3. Находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем.
4. Активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач.
5. Свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
Успешность мыслительного процесса зависит:
1. От наличия у человека тех знаний, которыми он должен воспользоваться для решения поставленной задачи.
2. Он должен владеть специальными умениями, т.е. способами выполнения умственных действий - операциями мышления: сравнением, обобщением, классификацией и др., необходимыми для решения задачи.
3. Человек должен хотеть познать то, что ему неизвестно сейчас.
Наша школа много лет работает по формированию логического мышления, используя разные УМК ( "Школа 2100", "Школа России", "Перспектива"). Мы стараемся вести системную работу по формированию логического мышления у детей на уроках и во внеурочной деятельности, начиная с 1 класса.
Учителя ГБОУ СОШ N16 представили свой опыт работы по развитию логических действий младших школьников в организации урочной и внеурочной деятельности. Были представлены открытые уроки и видеофрагменты уроков.
Урок математики во 2 "А" классе "Порядок действий в выражениях со скобками", учитель Тимофеева И.Ю.
Урок русского языка в 4"А" классе "Правописание личных окончаний глаголов", учитель Северина М.Р.
Руководитель МО учителей начальных классов: Тимофеева И.Ю.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области