|
Юридическая ответственность несовершеннолетних
|
скачать документ
Несовершеннолетний, как и любой гражданин, имеет определенные права и обязанности, а так же несет ответственность за нарушение норм морали и права.
Виды юридической ответственности:
1. Административная ответственность наступает с 16 лет. Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.
2. Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине).
3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за все преступления). С 14 лет уголовная ответственность наступает за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийство, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах), хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм.
Ответственность несовершеннолетних:
С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители (родители или опекуны), которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.
С 6 лет ребенок несет ответственность перед родителями (законными представителями), воспитателями, учителями, администрацией учебного заведения.
С 8 лет на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних, а так же заключения ПМПК несовершеннолетний может быть принят на содержание, воспитание и обучение в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа (ч.2 ст.15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
C 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении - ч.4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
С 14 лет несовершеннолетний несет следующие виды ответственности:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ);
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);
- возмещение причиненного вреда;
- материальная ответственность перед работодателем (ст. 232 ТК РФ);
- дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);
- уголовная ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).
С 15 лет добавляется возможность быть исключенным из образовательной организации при совершении преступления или за грубое неоднократное нарушение устава образовательной организации (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).
- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- ответственность за нарушение правил воинского учета (ст.2.5, ст.21.6, ст.21.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).
В 18 лет человек становится совершеннолетним - т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести ответственность, являясь полностью дееспособным.
Источник: Подросток и закон. Правовой справочник. Сост. и ред. Березина В.А., Болелова А.Г., Бубнова А.Н. // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. Вып. 4. – 51 с.
1. С первого раза не привыкают.
Формирование физической и психологической зависимости обусловлено видом психоактивного вещества и особенностями организма. Первую дозу обычно предлагают бесплатно: это не благотворительность, а верный расчет. Кроме того, наркотик - это яд. Даже одна первая доза может оказаться смертельной.
2. Не все наркотики опасны.
Очень редко "карьера" наркомана начинается с тяжелых наркотиков. Большинство начинают с "травки", не считая ее опасной. Разные виды наркомании протекают по-разному. Общим для всех является финал.
3. Наркоманами становятся безвольные люди. Я смогу себя контролировать.
Никто не собирается становиться наркоманом. Долгое время люди, употребляющие психоактивные вещества, остаются в уверенности, что они могут в любой момент бросить. Однако, бросить на самом деле удается единицам. Наркотик убивает даже самых сильных людей с богатырским здоровьем.
4. Можно «расслабляться» иногда.
Контролируемый прием наркотиков возможен в течение непродолжительного времени. Постепенно психоактивное вещество, встраиваясь в систему обмена веществ, становится необходимым для нормального функционирования организма - формируется зависимость.
5. С помощью наркотиков можно избавиться от депрессии (неприятных переживаний).
Обычно негативные переживания являются показателем каких-либо проблем в жизни человека. Несчастье - это не болезнь, это нормальная противоположность счастья. Избавляясь от неприятных переживаний искусственным путем, мы лишаем себя возможности понять смысл этих переживаний, использовать их развивающий потенциал. Наркотик не помогает решать поставленные жизнью задачи, с его помощью можно научиться только избегать их. Кроме того, после короткого периода эйфории в наркотическом опьянении, депрессивные переживания усиливаются.
6. С помощью наркотиков можно расширить границы сознания. Эйфория, обострение и избирательность восприятия, галлюцинации при наркотическом опьянении, которые могут совместно давать ощущение расширения границ сознания, оказываются доступны только на начальном этапе наркотизации. Последующее употребление наркотических веществ уже не дает желаемого эффекта, а служит лишь для снятия абстинентного синдрома.
Расширения границ сознания можно достичь без наркотических средств с помощью медитативных техник, дыхательных упражнений, занятий йогой.
7. В жизни надо попробовать все.
Часто оказывается, что наркотик - это последнее, что человек пробует в своей жизни. Жизнь наркомана не богата событиями: они, как правило, не женятся и не выходят замуж, не рожают детей, редко путешествуют, не устраиваются на новую работу, их круг общения ограничен наркоманской группой. Может быть лучше попробовать что-нибудь другое?
Источник Профилактика наркотизма: теория и практика. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого.
|